Кравчук Игорь Евгеньевич.

1 марта 2017 г. в 19:13

Младший сержант запаса рассказывает о себе.

Родился 22 февраля 1968 года в д . Залучаны, Отец- Евгений Васильевич (1939 г.р.) был рабочим в совхозе «Волковысский», а мама- Клавдия Тимофеевна (1947 г.р.), работала дояркой в том же хозяйстве. К сожалению родителей уже нет, папа умер в 1985 году, а мама – в 2002 г. В семье нас трое - я, Татьяна и Лариса.

Я окончил Залучанскую начальную школу и затем поступил в старшие классы Верейковской СШ, которую окончил в 1984 году, получив аттестат о среднем образовании. Волковысским РВК был направлен в школу ДОСААФ, где получил водительское удостоверение ( категория B и C ). До призыва в армию, успел ещё поработать 1,5 месяца водителем в колхозе «Победа» (Старый Дворец).

12 мая 1986 года мне вручили повестку Волковысского РВК о призыве на действительную военную службу. Сформировали группу из призывников и 16 мая мы прибыли в г. Гродно, где меня определили в команду 20 «А». Что за команда, у нас не было никакого представления. Через Москву я, с группой призывников, был доставлен в Ашхабад и здесь были отправлены к месту дислокации учебной воинской части 74959, меня определили в инженерную сапёрную роту №1. 29 июня 1986 г. принял воинскую присягу. Проучился 6 месяцев, получив, воинское звание младший сержант и военную специальность - сапёр. Вспоминаю капитана Радионова, как требовательного и справедливого командира роты.

В ноябре 1986 года был направлен для прохождения службы в в/ч 68428, которая дислоцировалась в районе г. Термез (Узбекистан). Был назначен командиром отделения. Командиром роты у меня был капитан Алексеенко (Украина). Отделение, которым я командовал, заняло второе место в батальоне по сдаче итоговой проверки, за что был предоставлен краткосрочный отпуск. А готовили мы сапёров для дальнейшего прохождения службы в Афганистане. С родными, в деревне Залучаны, я пробыл 14 суток.

Вместе со мной служил Леонид Конанович, но вернувшись из отпуска, я был направлен в мае 1987 г. для прохождения службы в в/ч п/п 93992(входила в состав 66 отдельной мотострелковой бригады), которая дислоцировалась в районе Джелалабада (Афганистан), в 18 км от границы с Пакистаном.

Проходил службу в первой инженерно- саперной роте ( командир - ст. лейтенант Гришко), втором взводе с исполнением обязанностей сапёра. Проживал личный состав в щитовых казармах, были установлены двухъярусные кровати, отопление – буржуйки, на территории части была столовая, спортгородок. Служба проходила согласна всех воинских Уставов, но случаи «дедовщины» проявлялись.

За время службы я находился в казарме не более двух месяцев, остальное время занимали боевые выходы. Задача наша – обеспечить безопасное продвижение колонн, личного состава к месту проведения боевой операции, разминирование населенных пунктов, минирование мест вероятного появления противника. Мне нравилось выходить на задание с разведротой, в составе взвода, где всегда были солдаты срочной службы таджики, которые знали язык местного населения, и это облегчало работу разведчикам, а сапёры, всегда двигаясь со щупом впереди, прикрывались с тыла двумя разведчиками. Назначался первый и второй номер сапёров, которые под прикрытием бойцов, друг за другом обследовали место прохождения личного состава группы. Доводилось брать разведчикам и «языка» в таких операциях.

Конечно, условия службы были в тяжелых климатических условиях, где не только перепад температур и давления оказывали на нас отрицательное воздействие, но и труднодоступная гористая местность. Только в боевой обстановке начал понимать и с благодарностью вспоминать командиров учебной части, которые делали всё по принципу - «Тяжело в ученье, но легко в бою!».

Вспоминаю своих боевых товарищей - Валерия Барановского (Гродно) из первого взвода, он погиб, вечная ему память, Юрия Малышко (Гродно), с которым, насколько позволяет время, встречаюсь ,Николая Богдановича(Могилевская область, д. Темный Лес).

К сожалению, были и потери, в одном из боевых заданий погибло 5 человек из взвода. Сам я подрывался три раза - на танке, БМР и КАМАЗе. Последний случай мне запомнился тем, что со мной в кузове находился боец Двилинскас(кличка «Двиля") из Литвы, и я его попросил пересесть поближе ко мне и автомобиль попадает на мину, а ту часть кузова, где он сидел ранее- разнесло, правда, он получил сильную контузию, но остался жив, я обошелся легкой. Бог меня хранил и миловал от ранений.

Больше всего мне запомнилась история, когда после приказа на демобилизацию, мы были готовы выехать домой, но командир роты построил нас и обратился с просьбой о помощи, т.к. саперов не хватало, а надо было обеспечить выход в горы подразделений пехоты. Просьба командира – дороже приказа для подчиненного..Я был назначен первым номером, а вторым номером - Юрий Малышко. С одной стороны мы, в составе роты пехоты, огибали гору, а с другой параллельно по хребту шла группа, в которой был сапёр Игорь Король (из Подмосковья). Задача стояла – обойти «духов». За этот выход я снял 46 мин, правда, две пропустил, но их обезвредил Юрий Малышко. Операция закончилась на середине маршрута. Здесь мы попали на заложенный мощный заряд, который был управляемый по электрическим проводам, вот здесь, посоветовались с Юрием, и на свой страх и риск приняли решение – откусывать первым один из проводов и нам повезло.

Сделали привал, но вскоре услышали - раздался взрыв! Это, наступив на мину, подорвался Игорь Король. Его целую ночь спускали с гор, но ребята говорили, что он ни разу не вскрикнул, а только просил закурить, но снайпера противника работали так, что сигарету в рот могли забить. В госпитале ему ампутировали ногу выше колена, так пришлось возвращаться ему домой, получив за этот последний выход орден Боевого Красного Знамени.

Выполнив боевую задачу, нас командир роты пехоты поблагодарил. Сапёры вернулись в расположение части, здесь от лица службы получили благодарность, а обещанные награды нас ищут.

На последнем построении досмотрели личные вещи уходящих домой солдат, изъяли запрещенные к вывозу предметы и на ИЛ-76 через Кабул были доставлены в Ташкент. Долетели с Николаем Богдановичем до Москвы, я побывал у него в гостях на Могилёвщине, а затем вернулся в родную деревню.

В одном из боевых выходов мое водительское удостоверение сгорело, поэтому в 1988 году поступил в автошколу в Волковыске, после окончания школы устраиваюсь водителем на завод литейного оборудования, где проработал 12 лет и по настоящее время не изменяю этой профессии, отработав в последующем три года в СМТ -32, два года в СП ВД(Польша), три года в Литве УАБ «Ривас», а сейчас работаю в «Росинсце» (Луков,Польша).

Женился 8 августа 1992 года, жена- Татьяна Александровна , уроженка д. Севашки, работает и проживает в Волковыске.

Горжусь своими сыновьями. Евгений (1993 г.р.) окончил БНТУ с отличием, получив денежную премию и Грамоту Президента, работает мастером сельских РЭС в Гродно, а Кирилл- выпускник СШ №7 , оба они участники математических олимпиад.

Награды:

Грамота Президиума Верховного Совета СССР (1988 г.)

Падзячны лiст. Начальника инженерных войск ВС РБ. (21.01.2017 г.)

Знак – «Воин – интернационалист» (1988 г.)

Медаль – «70 лет Вооруженных Сил СССР» (1988 г.)

Медаль - «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» (1988 г.)

Медаль – «В память 10-летия вывода советских войск из Афганистана» (1999 г.)

Медаль – «20 лет вывода советских войск из Афганистана» (2009 г.)

Медаль – «25 лет вывода советских войск из Афганистана» (2014 г.)